Воскресенье, 21.01.2018, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
.......... ALEXMOD: projects
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Home audio / Решения для дома » Vintage/ Винтаж » Автодракончики: обзор кассетного car audio от Nakamichi
Автодракончики: обзор кассетного car audio от Nakamichi
AlexДата: Четверг, 11.01.2018 | Сообщение # 1
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 2606
Репутация: 118
Статус: Offline
Наверное не было в истории кассетного Hi-Fi иной легендарной фирмы, столь небезразличной к нише качественного автомобильного звука, как Nakamichi.
Я уже публиковал обьзорный материал об их домашних деках, а также заметку про их легендарный автомобильный CD700, теперь же дошла очередь до статьи про их былые успехи на ниве кассетного car audio Hi-Fi!



  Подробности по всем автомобильным моделям Nakamichi можно почерпнуть тут.
Я же вкратце пробежусь по самым интересным моделям.

  История автомобильного звука от японцев началась практически одновременно с их домашней историей. В 1976 году (мне тогда было всего 2 года smile ) вышел их первый портативный магнитофон, с питанием 12Вольт, пригодный для построения автозвука в том числе. Модель звалась Nakamichi 250 и стоила в то время 60 000 йен (по прикидкам около $600)



Это был первый автомобильный кассетник от Nakamichi, только начинавших нарабатывать себе свою собственную репутацию..

  Успех бренда на ниве домашних дек (в 1982 году был выпущен их легендарный DRAGON) привел к идее создания автомобильной его адаптации, и в 1983 году свет увидела, пожалуй, самая крутая из автомобильных кассетников - модель Nakamichi TD1200. Аппарат был очень навороченным, использовалась реверсивная 6 канальная головка от DRAGON, 2 правых канала которой использовались для упарвления системой контроля азимута головки NAAC, точно такой же, как в домашнем прототипе. Использовался ЛПМ собственной разработки с ручной загрузкой кассеты в лоток, выдвигавшийся из 1DIN гнезда.



  Стоимость устройства была просто запредельной - 248 000 йен (около $2500!)
Для менее богатых аудиофилов, годом позже был выпущен TD800, который представлял собой 1200й без системы NAAC, регулировку азимута ГВ можно было осуществить с помощью выносного регулятора (на $500 дешевле).



  Конструкция TD1200 была настолько сложной, что в итоге сильно пострадала надежность. Аппараты были очень капризны и требовательны. Кроме того, конструкция была 2х блочной: помимо самого магнитофона, вписанного в 1DIN, в комплект входил выносной блок тюнера\предусилителя\СШП DOLBY который нужно было каким-то образом в автомобиль еще уместить.
  Модель несколько раз модернизировалась и дорабатывалась: в 1988 году увидел свет TD1200 Limited, а в 1990 абсолютный топ среди автомобильных кассетников, когда-либо увидевших свет: Nakamichi TD1200 Special Edition ($3000)!!!
Эта модель в итоге так и не была побеждена никем, и осталась в истории car audio лучшим автомобильным кассетным устройством всех времен. Безумно дорогим, капризным в эксплуатации и крайне ненадежным.

Прикрепления: 1584645.jpg(16Kb) · 6661413.jpg(15Kb) · 1299272.jpg(14Kb) · 6950809.gif(62Kb) · 0263675.gif(40Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 11.01.2018 | Сообщение # 2
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 2606
Репутация: 118
Статус: Offline
В 1985 году Nakamichi решили сделать car audio источники чуть более доступными: увидела свет пара уникальных устройств td700\td500 собственной разработки (по-сути упрощенная компактная и нереверсивная(!) версия TD1200). Об этих устройствах и их уникальности я напишу подробно чуть позднее.
  Просто отметьте, что эти модели на практике были самыми желанными для меломана-автомобилиста: превосходными с точки зрения качества звучания и весьма надежными по факту. Стоимость магнитол на момент выхода составляла $1300\$1700(!), что было все же очень и очень немало..



  Линейка 1985г была дополнена парой более дешевых моделей td400\td300, выполненными в том же дизайнерском ключе (но более простыми  по ЛПМ и оснащенности).  ЛПМ был так же разработан Nakamichi, но был уже больше похож на типовые транспорты магнитол тех лет с боковой загрузкой кассеты. ЛПМ был односторонним (нереверсивным): для того чтобы обеспечить высокую стабильность протяжки ленты использовалось два тонвала с массивными шпинделями, вращающимися навстречу друг другу (взаимокомпенсируя моменты инерции). При этом тракт был не закрыт (второй прижимной ролик отсутствовал). Сделать иначе при боковой загрузке кассеты не представлялось возможным в принципе. У этих моделей регулятора азимута головки (в отличии от td700\td500) не было. У td400 была качественная crystalloy накамичевская головка, а у td300 более простой пермаллой.



  Дальнейшие модели (а их было с 1985 года по начало 2000 около полутора десятков) представляют собой относительно малоинтересные конструкции.
Это были уже типичные кассетники тех времен, ЛПМ с боковой загрузкой кассеты (как с механическим так и с моторизованным механизмами загрузки), реверсивным.
Единственное что мне доподлинно известно - ЛПМ последних серий их кассетников (TD-35\40\45z, начала 2000годов) выпускались для Nakamichi компанией Tanashin. Возможно, что именно этот производитель делал ЛПМ для всех магнитол такого типа с функцией автореверса и боковой загрузкой кассеты. (как, в те же времена, Sankyo делала транспорты для большинства их домашних дек)

  Как и в случае с TD1200, успешная платформа td700\td500 была несколько раз модернизирована функционально: в 1993 году были выпущены модели с индексом С (с добавленным линейного AUX входа для дополнительных источников), а в самом конце 90х с массовым появлением "цифры", td700 был  перезапущен в существенно переработанном виде в лице 100td (и эксклюзивной ограниченной серии 1000td). Это был все тот же, узнаваемый по дизайну, td700, в котором добавили поддержку управления внешним CD-чейнджером.



 Данные модели были триумфом накамичевского hi-tech! Своего рода, это было что-то навроде автомобильной версии их RX-серии домашних дек, с физическим переворотом кассет: при включении режима управления накопителем дисков, моторчик переворачивал блок кнопок управления ЛПМ, демонстрируя скрытый второй дисплей, для отображения информации о проигрываемом диске\треке.
Наверное, эта пара моделей была самой прикольной по реализации (но очевидно и самой потенциально ненадежной конструктивно, после td1200)
Прикрепления: 1266050.jpg(32Kb) · 2019490.gif(39Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 11.01.2018 | Сообщение # 3
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 2606
Репутация: 118
Статус: Offline
В настоящий момент я ожидаю прибытия одного из самых легендарных устройств cassette car audio всех времен: Nakamichi td500. Далее, подробно остановлюсь на особенностях этой модели, а также его старшего брата td700. Парадоксально, но факт: в наш век цифровых технологий за этими легендарными машинками идет настоящая охота коллекционеров-маньяков, взвинчивающих цену этих б\у лотов в сомнительном качественном состоянии до небес. В среднем, стоимость рабочих экземпляров 500\700 легко доходит до 400-700 долларов, а нерабочие запросто торгуются в диапазоне до 200.
  Я уж молчу про эксклюзивные лоты...



Stay tuned!
Прикрепления: 9392830.jpg(18Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Пятница, 12.01.2018 | Сообщение # 4
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 2606
Репутация: 118
Статус: Offline
Итак, что же такого исключительного в модели td700, ради чего меломаны готовы платить пугающие суммы ради обладания устройством в своей коллекции (или в своем авто)?

1. Nakamichi td700 (условно можно назвать 2 поколением автомобильных ГУ компании) представляет собой единственный в мире магнитофон с закрытым (двухвальным!) трактом.
Несмотря на то, что у топовой TD1200 в ЛПМ так же 2 вала, она является реверсивной магнитолой, в которой лента меняет направление движения и проигрываются обе стороны кассеты, т.е рабочим попеременно является лишь один вал. Тогда как у td700, два вала нужны сугубо для обеспечения максималльно точного транспортирования ленты и минимизации детонации. Инженеры Nakamichi решили отказаться от функции реверса, предложив взамен ЛПМ не имеющий аналогов в мире автозвука, в принципе. Заявленная детонация механики составляет всего-навсего 0.05% WTD RMS (0.10% peak). Несмотря на то, что реверса у протяжки нет, ее с успехом заменила функция автоповтора стороны (AR). Для размывания резонансных пиков детонации, как и в домашке, использованы ведущие валы разных диаметров (с разными угловыми скоростями вращения) т.н "ассиметричный" (Asymmetrical Resonance) ЛПМ.



В модели td500 (внешне полностью идентичной td700) использован более простой ЛПМ, одновальный. Однако, для снижения детонации в нем применили очень массивный маховик ведущего вала (вес магнитолы почти идентичен весу td700, у которой стоит два вала(маховика) и два прижимных ролика). При этом, полученный результат по детонации практически такой же, всего 0.07% RMS - на уровне лучших домашних дек

2. Как мы все помним, стремление идеально настроить азимут головки воспроизведения под конкретную запись на кассете, всегда было визитной карточкой Nakamichi. В данном случае, как и в стационаре, они решили предоставить пользователю возможность оперативной ручной регулировки наклона, выведя регулятор прямо на переднюю панель магнитолы (ручка в левом нижнем углу)! Регулировка осуществляется шажками (+\-15) по 2.9 угловых минут каждый шаг. Решение простое, вместе с тем надежное и существенно более недорогое, чем NAAC в td1200. Сей факт, помимо прочего, помог сократить габариты устройства и вписать его в стандартный 1DIN (без скрытых выносных блоков)

3. Nakamichi всегда славились своими эксклюзивными износостойкими головками воспроизведения. Специальные материалы, геометрия, очень узкие зазоры - все работало на максимизацию протяженности АЧХ в обе стороны и ее линеаризацию. В td700\td500 (как и в td1200) штатно были использованы головки от топового домашнего DRAGON. То есть, реверсивные, 6 дорожечные (разумеется, в обычном стерео включении)


Вид на головку воспроизведения td1200


Головка воспроизведения td500


Из контактов на головке задейстовано только 2 пары. Отводы для работы сиистемы NAAC не используются

4. Как всегда, инженеры Nakamichi на страже high fidelity: для облегчения чистки ЛПМ\головки, был придуман транспорт с поперечным расположением кассеты (в обычных авто ЛПМ, с боковой загрузкой, обслуживание головок практически невозможно без использования специальных "чистящих" кассет, эффективность чистки которых была всегда весьма сомнительна).



  Скошенная деталь, расположенная прямо над кнопками управления ЛПМ, служит для включения "режима профилактики". Она легко вынимается из магнитолы, при этом транспорт начинает считать, что внутрь установлена кассета, и включается в режим воспроизведения для легкой чистки прижимных роликов. Пылезащитное окошко кассетоприемника поднимается и открывает прямой доступ к роликам и головке.

5. Как и в домашних транспортах Nakamichi, для избежания зажевывания ленты при загрузке, перед запуском воспроизведения для устранения провисания ЛПМ осуществляет попеременную помотку в обе стороны (см. видео):



Ссылка на архив service manuals for td700\td1200
Прикрепления: 1113450.jpg(46Kb) · 8200836.jpg(18Kb) · 9969378.jpg(19Kb) · 5005365.jpg(28Kb) · 0983056.jpg(34Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Понедельник, 15.01.2018 | Сообщение # 5
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 2606
Репутация: 118
Статус: Offline
Теперь перейдем от механики к электронике. В чем тут у нас залегла "легендарность"?

6. Схемотехника УВ полностью идентична DRAGON (и многим аппаратам третьего поколения) и представляет собой типичную схему ОУ + буфер на полевом транзисторе 2SK170(GR), позволяющем снизить с\ш:


УВ td700.
Обратите внимание на остуствие цепей коррекции на ВЧ (нет емкости параллельно магнитной головке). А при всем этом заявлен диаппазон до 21кГц (-3дБ), вот что значит классная головка воспроизведения! Цепи коррекции УВ близки к стандартным почти идеально. Расчет показывает tau1=3150мкс вместо 3180мкс и tau2=123.75 мкс против 120. Коррекция на 70мкС осуществляется RC цепью на выходе ОУ, замыкаемой на землю при помощи транзисторного ключа.


УВ DRAGON

В качестве основного усиливающего элемента использован ОУ NJM072SE.
Селектор источников (дека\тюнер АМ\тюнер FM) осуществляется микросхемой-коммутатором TC9145P (опять же, типичным коммутатором для домашних Nakamichi третьего поколения, более лучшим чем те (4066), что стоят в DRAGON, к слову!).
Я совершенно не удивлюсь, если по звуку этот малыш будет круче, яснее и живее чем DRAGON (с учетом достойного ЛПМ, точно такой же как у DRAGON головки и УВ и отсутствия "лишних" ключей и каскадов в тракте).

7. Схемотехника аудиотракта продвинутая: несмотря на однополярное напряжение питания в тракте [почти] нет разделительных емкостей, портящих звук. Производитель использует понятие "виртуальной земли" и обеспечивает непосредственную связт нескольких первых каскадов.  В качестве декодера DOLBY В\С использован TEA0665 (считается неплохим по звуку и стоит, например, в дороженном Nakamichi CR-70). Единственные неполярные (!) разделительные 0.1мкф стоят между декодером DOLBY и последуюшими каскадами (работающими уже от двухполярного питания).

8. Выходные каскады и 3х полосный темброблок реализованы на ОУ JRC4558\LF353 c двуполярным несимметричным питанием(!) (+12 бортовой сети и -7в, сгенерированные отдельным инвертором (мультивибратор на логическом чипе LC4049, работающий на частоте 137кГц).
Выходной сигнал снимается с потенциометров регулировки  фейдера, что является, пожалуй, единственным вопросительным решением в данной конструкции, т.к в зависимости от его положения меняется выходное сопротивление источника, что не есть хорошо. В средних положениях фейдера выходное сопротивление 1кОм (высоковато, могут влиять на звук сигнальники, соединяющие источник с последующим усилителем)

9. Стандартно для Nakamichi темброблок в топовых car audio моделях 3х полосный: на 20Гц, 200Гц и 20кГц. Крайние регуляторы, фактически, только поднимают полку АЧХ на НЧ и ВЧ, поскольку взяты погранияные для слуха центральные частоты. Опять же, все частотозадающие емкости в ОС темброблока - неполярные! Номиналы подобраны так что не превышают 1мкф, и можно использовать пленочные конденсаторы.

10. Очень большое внимание уделено блокам тюнеров (раздельным для АМ и FM (для последнего предусмотрены разные цепи коррекции для рынков США\Европы\Японии). В схеме задействовано 5 специализированных чипов, очень много в service manual отведено описанию процесса отладки и настройки этого блока. Скажу так, этот модуль занимает в магнитоле больше места, чем (по идее более важный, в Hi-End кассетнике-то!) УВ с декодером Dolby. Однако, Nakamichi видимо следовали принципу того, что в изделии все должно быть прекрасно, включая тюнер.
Прикрепления: 4057554.jpg(15Kb) · 2572073.png(381Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
Форум » Home audio / Решения для дома » Vintage/ Винтаж » Автодракончики: обзор кассетного car audio от Nakamichi
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа
Second-hand audio
FAQ по доработкам
Блошиный рынок
Поиск

Copyright MyCorp © 2018 I Сделать бесплатный сайт с uCoz