Суббота, 27.04.2024, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
.......... ALEXMOD: projects
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Home audio / Решения для дома » Vintage/ Винтаж » SONY WM-D6C. Мечта бутлегера.
SONY WM-D6C. Мечта бутлегера.
AlexДата: Четверг, 04.09.2014 | Сообщение # 1
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Самый навороченный из портативных WALKMAN, гордо носящий звание PROFESSIONAL на протяжении 2х десятилетий - WM-D6C (C- модель с шумодавом DOLBY C).

В полной мере назвать аппарат портативным сложно, габариты 18х9х4 см и питание от 4х батареек АА явно тому мешает smile



Как выяснилось за все время производства было 4 версии устройства. Первые две (D6 и первая версия D6C) оснащались износоустойчивыми аморфными (Laser Amorphous) головками с V-образным профилем. Более свежие версии шли с обыным полукруглым ферритом, имевшим существенно меньший запас износоустойчивости. Так получилось, что я жду аппарат с "правильной" smile головкой, набортной DOLBY C и более качественной "зеленой" текстолитовой платой. Эта модель увидела свет в 1984году. По иронии судьбы, именно в этом году я впервые столкнулся с техникой магнитной записи, получив в подарок на день рождения свой первый в жизни магнитофон smile


Перевод обзора Hi-Fi Choice 52, 1987





Замер RMAA

Summary Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
+1.27, -8.05
 
Very poor
Noise level, dB (A)
-76.0
 
Average
Dynamic range, dB (A)
75.9
 
Average
THD, %
0.478
 
Poor
THD + Noise, dB (A)
-23.1
 
Very poor
IMD + Noise, %
8.133
 
Very poor
Stereo crosstalk, dB
-26.8
 
Very poor
IMD at 10 kHz, %
2.012
 
Poor
 General performance                              Poor

Тут можно скачать service-manual на D6C и ряд иных моделей SONY WALKMAN
Прикрепления: 5310327.jpg (147.4 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Среда, 10.09.2014 | Сообщение # 2
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Беглое изучение схемы показало, что это единственный из walkman из встреченных мной до сих пор с УВ на дискрете.
Основные особенности следующие:

- Используется типовая схема УВ на базе трехкаскадного усилителя на биполярных транзисторах с каскадом ОЭ на выходе.

- ВЧ коррекция головки осуществляется параллельным контуром C=680пФ, R=82кОм.

- Цепи коррекции УВ нестандартны. Расчет показывает tau1=2640мкс вместо 3180мкс и tau2=123 мкс против 120 (тут почти полное попадание).  Возможно, это приведет к сознательному форсированию НЧ при воспроизведении.
Впрочем, разброс номиналов может сыграть в пользу, практика покажет.

- Коррекция АЧХ для II и III(IV) типа лент осуществляется с помощью транзисторного ключа, замыкающего RC цепь на выходе УВ (ослабляется ВЧ край), что на мой взгляд не совсем точно.

- Линейный усилитель реализован на типичном для того времени ОУ NJM4558.
Такой же ОУ использован и в УЗ.

- В аппарате сипользован чип DOLBY B/C CX20068, более в нормальных деках (стационарных) нигде не фигурирующий. Видимо, это разработка для низковольтных WALKMAN, как раз.

- Вся аналоговая часть запитана от однополярного БП (хотя,к слову, УЗ запитан от повышенного с помощью DC-DC питания аж до 10в). Это приводит к тому, что в  тракте воспроизведения 5 (ПЯТЬ!)  разделительных полярных электролитов, которые отнюдь не добавляют сладкоголосия данному устройству.
Фактически, они разделяют каждый из блоков тракта воспроизведения (головка-корректор-Dolby NR-линейный усилитель-наушниковый усилитель-нагрузка)

- Наушниковый усилитель собран на древнем спец чипе NJM386M, по-сути том же ОУ, имеющем достаточно слабенькие показатели. Выход комутируется на землю транзисторными ключами MUTE.

- Использован одномоторный нереверсивный ЛПМ, так называемый DIRECT DRIVE с кварцевой стабилизацией вращения и механическими кнопками управления (1982 год!) Используются 2 резиновых пассика: один для работы счетчика ленты, второй, видимо, для ролика подмотки. Заявлен неплохой уровень детонации в 0.04% WRMS или +/-0,14% DIN.

- Обещанный сигнал/шум до -71дБ (IV тип ленты + DOLBY NR C), без шумодава, на хромовой кассете -58 дБ.
___________________FOR ENGLISH TAALKING PEOPLE_________________________

Quick investigation of the schematic showed that it is the only one of the walkman I've met so far with discrete playback amplifier scheme.
The main features of the WM-D6c are as follows:

- Usage of a three-stage playback amplifier using bipolar transistors with a OE cascade output.

- High frequency response correction is carried out via resonance contour parallel to the tape head C = 680pF, R = 82kOm.

- Tape playback correction taus are nonstandard. Calculation shows tau1 = 2640us instead 3180us and tau2 = 123 usS vs. 120 uS (there is almost as standard). Perhaps this will lead to a bass forcage when playing.
However, the spread of actual nominals of the capasitors and resistors can play in favor to reach the more exact to standard values.

- Correction of the frequency response for II and III (IV) type tapes by using the transistor switch, closing RC circuit at the output of the playback amplifier (HF attenuated here), which in my opinion is not entirely accurate.

- Line amplifier is implemented via a typical for 80's OA NJM4558.
The same OA used as a recording amplifier.

- There is a chip DOLBY B / C CX20068, which does not appear anywhere in a normal decks (stationary). Apparently, this is just the development for low-voltage WALKMAN.

- All analog part is powered from a single power supply (although, by the way, only record head amplifier using DC-DC is high powered with the voltage rised up to 10volts). This leads to the fact that the playback path include five (5!) polar electrolytic capacitors which do not add hi-fi to this device.
In fact, they share each of the blocks in a play chain (head-corrector-Dolby NR-linear amplifier, headphones-amplifier load)

- Headphones-amplifier is built on an ancient special chip NJM386M, in essence the same op-amp having enough feeble performance. Exit connects to the ground via transistor switches when in MUTE conditions. Not ver good thinf when hi-fi sound needed, again.

- WM-D6c use single motor irreversible tape transporting mechanism, the so-called DIRECT DRIVE crystal controlled motor rotation with mechanical control buttons (remember this is a 1982!) It use 2 rubber belt: one for the tape counter, and the second seems to be a roll for FF/REW. Declared a decent level of detonation in a 0.04% WRMS or +/- 0,14% DIN.

- Declared signal / noise ratio is down to to -71dB (IV type of tape + DOLBY NR C), and without it on chrome cassette is -58 dB.


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Среда, 08.10.2014 | Сообщение # 3
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Итак я получил на руки легендарный DM6C  (порядковый номер 42160, как оказалось, это все-же аппарат первой версии, с большим количеством полноразмерных элементов смонтированных навеcным монтажом) и не удержался от беглой проверки качества.

Сгенерировав в Sound Forge синус 3150Гц и записав его на тест-кассету я проверил уровень детонации сей портативной деки на софтверном измерителе детонации. При включенной системе кварцевой стабилизации средний уровень детонации составил 0.05% RMS  с пиками до 0.093%, что для аппарата без профилактики можно считать очень классным результатом. Причем нужно учесть, что это детонация сквозного канала записи-воспроизведения, а не уровень собственно воспроизведения т.к тестовой касеты высочайшего качества у меня банально нет. При отключении кварцевой стабилизации скорость начинала плавать в чуть больших пределах, показав 0.073% RMS и 0.239% в пиках.
К слову, измеренная детонация у "дракончика" Kenwood CP-C7  составила 0.27-0.35% в зависимости от направления движения ленты, что примерно в 7 раз хуже, но приемлемо для портативного кассетника...Скорость протяжки была чуть завышена, вместо 3150Гц частотомер показал 3260, что было тут же поправлено в с помощью регулировки.

Быстрый прогон на RMAA показал АЧХ примерно соответствующую кривым приведенным выше, завал 6дБ для ленты первого типа составил 15кГц, а НЧ простирались до 30Гц по такому же уровню. Колебания АЧХ из-за волновых явлений на головке наблюдались с минимумами на 60, 90 и 120Гц.
Уровень шума в точности соответствовал паспортной заявке -59.1 дБ в правом канале и -57.6 в левом.


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 09.10.2014 | Сообщение # 4
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Немного информации о тестовых измерительных кассетах.
Доступно только для пользователей
Прикрепления: 7785530.jpg (122.5 Kb) · 1172695.jpg (112.3 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Вторник, 14.10.2014 | Сообщение # 5
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Итак, мои первые впечателния: аппаратик по-хорошему впечатлил.
На моей памяти у меня не было кассетного рекордера, который бы так качественно писал и воспроизводил компакт-кассеты (ни советсткие аппараты 1-2-3 класа, ни волкманы, побывавшие у меня на столе не так давно и рядом, как говорится, не валялись). Вполне возможно, однако, что и источников и исходных фонограмм такого качества как теперь у меня в доступе в те годы, просто не было...

После первой эйфории пришло отрезвление, особенно после взгляда внутрь устройства. Монтаж выглядит по теперешним hi-fi меркам просто ужасно. Реально диву даешься как такое вообще может работать а не глючить ежеминутно.
Совершенно неудивительно, что устройство имеет высокий уровень шума. Такой мочалки из проводников, где сигнальные дороги перекидываются туда-сюда по односторонней(!) гетинаксовой плате еще поискать.



Основные претензии на свежую голову: высокий уровень шума, мутноватое звучание, рецессия НЧ (особенно на низкоомных наушников из-за выходных разделительных емкостей). Заметен фон при работе двигателя, на паузе и при большой громкости. ВЧ едковаты и чуть чрезмерны (при записи на CrO2 максимально комфортен звук в положении переключателя Metal, т.е с максимальным завалом на ВЧ). Впрочем, на последний фактор может влиять неоптимальный BIAS. С этим вопросом я разбирусь чуть позже.

Аппарат играет хорошо, скорее вопреки, чем благодаря, своей схемотехнике и топологии. УВ существенно шумнее, чем исходный шум магнитной ленты. Причем, очевидно, что основной вклад в шумы вносит транзисторный 3х каскадный усилитель-корректор. "Мотня" из сигнальных проводников в перемешку с силовыми также не избавляет от проблем с шумностью и фоном.

Что мною сделано сразу? Я начал доработку, так сказать, с хвоста.
Двигаясь от наушников вглубь схемы, убираем то, что не может "улучшать" качество звучания.
1. Убираем ключи MUTE , замыкающие в некоторых режимах наушниковый выход на землю. Польза от них непонятна, зато совершенно очевидно, что включение нелинейного полупроводникового ключа между выходом и землей будет искажать сигнал в зависимости от его величины. Это 2 транзистора Q108/Q208 расположенные вплотную к выходному гнзду миниджек на наушники. Их просто удаляем.
2. Убираем подсохшие за 30 лет выходные электролиты С138/С238. Вместо них я поставил макисмально качественные по звуку, при работе в качестве блокировочных (под напряжением поляризации) миниатюрные Black Gate PK 100мкФх10в.
3. Меняем жестковатый по звуку ОУ линейного усилителя NJM4558 на сладкоголосый в аналоговых трактах LM4562 в корпусе SOIC.

...Stay tuned...

Что можно сделать еще?
- заменить все блокировочные емкости на свежие, высокого качества (Black Gate PK как вариант) Это С115(215)/С135(235)- последние можно убрать при обходе DOLBY/C136(236)
- заменить емкости подпора питания каждого из каскадов (для левого канала это C304/C306/C137 + их аналоги в правом) на качественные, можно и бОльшей емкости, но подходящие по размеру.
- обойти чип DOLBY
- установить вместо входных разделительных емкостей C110/C210 максимально качественные неполярные емкости имеющие минимальные шум и искажения. Рекомендовано Black GAte NX-HQ.
- Пересчитать цепь входного резонансного контура (после настройки BIAS, если проблема с субьективно ощущаемым задиром ВЧ не будет решена).
- Вместо входного сопротивления R113/R213(?) параллельного входной головке использовать малошумящие MELF.
- замерить реальные величины номиналов пассивных элементов в цепях коррекции АЧХ. При необходимости провести подбор более точных номиналов.


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 20.11.2014 | Сообщение # 6
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Буквально сразу после получения аппаратик начал капризничать, врубая периодически максимальную скорость ни с того ни с сего. А в один прекрасный момент совсем перестал работать ЛПМ..
Проблема, очевидно, оказалась в чипе сервоконтроля скорости. Сей чип был приобретен, а сегодня аппарат полностью восстановлен в рабочее состояниее. 
  Так что, если у кого будут проблемы с WM-D6C в плане завышения скорости воспроизведения (а данная поломка случается у этих винтажных штучек достаточно часто) можете без проблем обращаться ко мне, помогу smile


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 29.10.2015 | Сообщение # 7
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Волею судеб аппарат был продан, но я не удержался и приобрел еще один на e-bay, в Хорватии в хорошем внешнем но нерабочем состоянии. Поскольку изначально моей задачей было использование корпуса+ЛПМ для дальнейших опытов, я уточнил что кинематика работоспособна и, таки, приобрел очередной WM-D6C.

Прибывший аппарат окаался фактически клоном предыдущего, за исключением иной универсальной головки (сферический профиль, об этих различиях информация уже была выше). Версия без SMD, т.е. все теже "провода, провода, проводочки.."



ЛПМ, как и было обещано, работал во всех режимах без нареканий. Прижимной ролик имел минимальные следы износа, что обнадеживало.
Однако, аппарат не издавал ни звука (и даже не шумел при выкручивании громкости на максимум!),  а индикатор уровня сигнала при включении любого режима показывал тотальный "зашкал".

- Проблема с отстуствием звука оказалась очевидной - система управления системным MUTE приказала долго жить (накрылась сборка транзисторных ключей для ее управления). Как и в предыдущем случае доработки, я по-просту удалил выходные и промежуточные (на LINE OUT) ключи, исключив их влияние на звук и, таким образом, заставил плейер "петь".

- Проблема с зашкалом индикатора уровня, как оказалось, была вызвана механическим переломом уголка платы индикации на котором было крепежное отверстие.
Я затрудняюсь предположить, каким образом уголок был надломлен, возможно при сборке внешних элементов корпуса кто-то использовал длиннющий винт, который надавил на торец платы? В любом случае, банальная пропайка пары надломленных проводников решила эту проблему и индикатор стал работать правильно.

- После того, как плейер оказался способен к воспроизведению и начал правильно отображать уровень, можно было попробовать режим записи. Однако, как выяснилось, сигнал одного из каналов не проходил через потенциометр регулировки уровня записи (сигнал появлялся только при выворачивании ручки на максимум (т.е когда пара контактов резистора замыкались. Разбор регулятора (ныне неспроизводимый тип 1-230-275-11 (2х50 кОм) углеродных потенциметров от японской ALPS) показал наличие трещины токопроводящего слоя вблизи выводного контакта регулятора, которым он подключался к источнику сигнала. Найти подобный резистор на замену сейчас, увы, невозможно, ситуация была решена каплей проводящего клея и графитом от обычного карандаша.

- Попытка записи, впрочем, сходу не увенчалась успехом. Как оказалось, не работал блок ГСП, формирующий сигнал стирания и подмагничивания. Муторное исследование монтажки показало что блок находился постоянно в выключенном состоянии из-за залипшего контакта REC MUTE в блоке ЛПМ (расположен под платой автостопа, на которую и приходит данный сигнал для системы): металлический лепесток управляющий нажатием на эти контакты "почему-то" оказался провернут из своего нормального "рабочего" положения и давил на контакты, замыкая их постоянно. Предположить причину данного "косяка" опять же, невозможно. Может быть это следы некомпетентной разборки-сборки ЛПМ, которые кто-то осуществлял? Может быть..

Итак, аппаратик в строю.
Пока в стоково-заводском варианте, за исключением удаления ключей MUTE. Осталось лишь провести профилактику ЛПМ.
Звучок пробной записи, увы, пока оставляет желать лучшего. По-памяти, предыдущий агрегат в версии Alex Edition по звуку затыкал этот за пояс совершенно непринужденным образом.

Stay tuned.
Прикрепления: 9789009.jpg (182.7 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Среда, 03.02.2016 | Сообщение # 8
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Дошли руки обмерить вылеченный аппарат, после размагничивания и профилактической чистки и смазки ЛПМ.

Замер детонации показывает уровень, вполне достойный стационарных дек средне-высокого уровня:



RMS в 0.043% это очень недурно на ленте TDK D90 (цикл запись+воспроизведение). На тестовой ленте должно быть еще чуть лучше...

АЧХ сквозных трактов записи-воспроизведения без шп, с Dolby B и C:



Завал на 10кГц составляет 6дБ для записи без шумодава и с долби в, и 9дб для долби с. Надо будет занятся ручной подстройкой BIAS для этого типа ленты (TDK D90)
Уровень шума для тех же трех случаев:


Без шп -62дБ, Dolby B - 69.5дБ, Dolby C - 77.1 дБ. Значения на 8..10 дБ выше чем заявки по паспорту, возможно из-за завала на 10кГц, которого не должно быть при оптимальной отстройке уровня тока подмагничивания.



Минимальный уровень искажений в тракте с Dolby B (зеленый график выше). Спектр гармоник недлинный, максимален уровень третьей. Кг = 0.882%
Прикрепления: 4511727.jpg (131.6 Kb) · 3332955.png (9.4 Kb) · 2043066.png (16.2 Kb) · 3805731.png (5.6 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Воскресенье, 07.02.2016 | Сообщение # 9
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Приобрел лучшую совковую укороченную головку из монокристаллического феррита (т.н. "вечную" головку, не подверженную износу).  В работе УВ, под эту голову. Подробности позже.





Прикрепления: 2100962.jpg (63.7 Kb) · 1655121.jpg (134.5 Kb) · 5524186.jpg (166.5 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Среда, 24.02.2016 | Сообщение # 10
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Голова подробнее:





Увы, но совковая культура производства дает о себе знать: несмотря на подбор по Re обмоток (207+204 Ом) разброс индуктивностей вышел значительным (99мГн верх и 86.3мГн низ, это различие 13%!). Впрочем, по заявке производителя вообще допуск там пугающий: от 70 до 120мГн (+\25%!!)  вполне себе приемлемо..
Для сравнения родная головка 35711: 315 и 311 Ом, 112 и 108 мГн соответственно.  Разброс не более 4% по индуктивности и около 1.5% по сопротивлению.
Прикрепления: 9699963.jpg (184.1 Kb) · 4058646.jpg (205.7 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Среда, 18.05.2016 | Сообщение # 11
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Схема УВ в копилку.



Формально, такую малышку с ОУ в корпусе MSOP8 можно запросто собрать прямо на выводах головки.
Прикрепления: 9534891.gif (40.3 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
sdckanarskyДата: Суббота, 09.07.2016 | Сообщение # 12
Интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Alex, возможна профилактика и апгрейд плеера SONY WM-D6 и сколько это стоит? Спасибо.Дмитрий 8-926-203-19-64
 
loginovabДата: Среда, 06.05.2020 | Сообщение # 13
Интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Доброе утро!
Так Вам удалось приспособить советскую голову на этот плеер? каковы результаты?
 
AlexДата: Среда, 06.05.2020 | Сообщение # 14
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
loginovab, я ставил, но в стоке результат не понравился. Голова слишком много помех ловит такая. И в общем звучание ярковатое у головки из стеклокерамики. Нужно полностью УВ переделывать. А аппарат я уже продал, и вместе с головкой, кстати.

Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
loginovabДата: Среда, 06.05.2020 | Сообщение # 15
Интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Понял, спасибо за ответ! У меня ест такой и подумываю усовершенствовать по вашим рекомендациям. у Вас конденсаторов BG не осталось?
 
Форум » Home audio / Решения для дома » Vintage/ Винтаж » SONY WM-D6C. Мечта бутлегера.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Форма входа
Second-hand audio
PenonBS1official
xDuoo X20
FAQ по доработкам
Блошиный рынок
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 I Сделать бесплатный сайт с uCoz