.......... ALEXMOD: projects |
Etymotic ER-4. Живая легенда с 20ти летней историей
| |
Alex | Дата: Среда, 23.03.2011 | Сообщение # 1 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Итак, чтож, настал черед оценить и описать свое мнение о Etymotic ER-4S, легендарных "мотиках". Судя по номерам выбитым на конкретно моих наушниках (140015 и 140019) можно только позавидовать долгой жизни модельки (это при том, что у меня в распоряжении оказалась модель "старой" ревизии с кабелем с цветными метками на концах, что означает как минимум возраст в несколько лет)... То, что номера излучателей идут не по порядку должно наводить на мысль о подборе излучателей в пары по какому-то критерию (обычно это подбор по имедансу, который значительно проще замерить чем АЧХ). Выглядит все вблизи вот так: Для тех, кто не в силах представить как наушники устроены внутри есть даже их вид полученный на рентгеновской установке: Использован один-единственный излучатель типа сбалансированной арматуры (известно, что это какой-то конкретно ресивер Knowls) К нему приделан разьем для подключения сьемного кабеля и все это вместе полностью без пустот залито жестким пластиком, снаружи образующим цилиндрический корпус. Узенький и не очень длинный звуковод имеет стандартный диаметр под установку стандартного демпфера Knowls bf-1861-000(акустическое сопротивление 1500Ом, цвет зеленый, паспорт тут). Данный акустический фильтр оказывает существенное влияние на создаваемую наушниками АЧХ и является его неотьемлемой частью. Без него правильно оценить звучание ER4S невозможно. Напомню также, что в гамме продукции компании Etymotic присутствует аж ТРИ(!) варианта модели ER4: рассматриваемая нами мониторная по АЧХ модель с индексом S (stereo?), модель с повышенной отдачей на НЧ и сниженным сопротивлением Р (portable?) и модель с повышенной отдачей на ВЧ В (binaural?) Все модели построены на базе одного и того же излучателя. Исходно взят ресивер имеющий более-менее "правильную" АЧХ и ее ход подправлен в нужном направлении и в нужном обьеме для получения максимально ровной и точной субьективно воспринимаемой АЧХ для разных случаев применения. На самом деле АЧХ наушников представляет собой далеко не прямую, к которой мы все привыкли. Ее ход должен иметь кривизну копирующую кривизну АЧХ тракта внешнее+внутренне ухо среднестатистического индивидуума (этому посвящена даже целая статья на сайте etymotic.com) Помимо копирования данной кривизны, модель S еще имеет дополнительный 12дб/окт спад на ВЧ который призван устранить чрезмерную яркость обычных фонограмм, сводимых звукорежиссерами для прослушивания на типовых акустических системах (т.н. diffuse field equalisation). Модель же с индексом В такого завала не имеет (!) т.к призвана служить для прослушивания т.н. "бинауральных" записей, произведенных на микрофоны, установленные внутри манекена KEMAR или искусственной человеческой головы. Такие записи автоэквализованы для прослушивания в наушниках и, чтобы их звучание не было чрезмерно глухим, в модели B проведен дополнительный необходимый форсаж в области ВЧ (не знаю подробностей, т.к данная модель наушников вообще мало распространена в нашей стране, но по всей видимости это сделано за счет других демпферов (фильтров) в носике звуковода, имеющих меньшее акустическое сопротивление на ВЧ) В общем и целом необходимый вид АЧХ для наушников типа IEM для субьективного восприятияч ровной АЧХ должен иметь вот такой вид и ход АЧХ ER4S соотвествует ему на 92% (из исследований лабораторий Этимотик): После возникновения большого спроса наушников для маломощных портативных устройств данная модель видимо, под напором коммерческого отдела, была допилена до весрии portable. для этого было достаточно просто снизить сопротивление резистора включенного последовательно с драйвером для токой корректировки хода АЧХ. Смотрите сами - версия Р имеет сопротивление 27Ом против 100 у модели S и на 12дБ бОльшую чувствительность, что разумеется является неизмеримым плюсом для использования с портативом. Однако, ничто не дается забесплатно и АЧХ существенно отличается от необходимой, приведенной выше (этимотик дает условную точность в 86%, неясно, однако, по каким критериям она оценивается.)
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Alex | Дата: Среда, 06.04.2011 | Сообщение # 2 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Модель имеет исключительно bulletproof конструкцию, сьемный кабель дополняет репутации "неубиваемости" модели. этими наушниками при аккуратном обращении смогут пользоваться и ваши внуки, думаю.. Самым явным минусом конструкции я бы назвал неэргономичное исполнение сочленения кабеля с излучателем.
Поскольку ER4 далеко не первые мои IEM, мне есть с чем сравнивать. И я с уверенностью могу сказать, что в плане эргономики мотики реально подкачали. При глубоком погружении (а именно так надо слушать данные наушники) загибы разьемов призваны лечь в углубления ушной раковины вблизи козелка. Это единственная фактически точка опоры довольно тяжелого кабеля, что приводит к очень сильному микрофооному эффекту. Данные наушники расчитаны на вдумчивое аналитическое прослушивание в спокойной домашней обстановки, далеко не на ходу, что, как бы, для портативной техники является нонсенсом. Стоит также заметить, что расхваливаемые трехлепестковые насадки или пенки обеспечивают очень сильную звукоизоляцию (более 40дБ т.е ослабление более чем в 1000раз). Это реально опасно при перемещении на улице. Помните об этом!
Снизить микрофонный эффект призвана прищепка, которая держится на кабельном утолщении содержащем внутри корректирующие АЧХ резисторы, упоминаемые выше. Однако полностью избавится от такового категорически невозможно. Каким образом можно носить кабель перекинутым через ухо, чтобы при этом пользователю было удобно - на сей вопрос моя фантазия и опыт ответа дать не смогли...данный факт стал существенным минусом в моей оценке эргономики данных наушников. Также, обладая довольно узкими каналами я не смог посадить нормально наушники с использованием родных многолепестковых насадок. Снимаю шляпу перед теми, кому удобно пользовать ER4S с таковыми, но я не отношусь к их числу. Единственные насадки с которыми мне удалось хоть как-то посадить наушники была самая мелкая comply пена и мелкие насадки от SA6. И при этом меня не оставляло ощущение некомфортности, серьезно смазавшее общую оценку данной модели. Ну, чтож поделать - не мое!
Замеры данных наушников. доступные в сети демонстрируют высочайшие показатели в плане нелинейных искажений (менее 0.1% Кни для всего звукового диаппазона при очень(!) высокой громкости в 100дБ) и быстрой скорости угасания импульса:
По характеру звучания, как и предполагалось, ER-4S практически идентичны одноарматурным же SA6, также подключенным через корректирующий АЧХ резистор, поскольку если не размениваться на субьективщину, украшательство и т.п. вещи звуковая истина она все-таки ОДНА!
При подключении SA6 через сопротивление, проиcходит подьем ачх в области 2-3кГЦ, завал баса и подьем крайней ВЧ области. Поверьте мне, кривые становятся весьма подобны..
Субьективно же, у ER4 , в сравнении с оппонентом (SA6+R), чуть более масштабный бас (просто-напросто драйвер крупнее,видимо,) ВЧ же наоборот, притушены (хотя, скорее всего, это влияние насадок comply). Удаление зеленых фильтров-демпферов с целью исправления ситуации ни к чему хорошему не приводит. Повышается яркость всего средне-верхнего диаппазона, сбалансированность звучания уходит. В общем и целом оценить звучание я могу как гармонично-ровное, сбалансированное, с легким уклоном в теплоту (пенные насадки!) Именно то, что и было заявлено - вот он отстранено-аналитичный характер настоящих IEM! С точки зрения сбалансированности и верности ни похвалить ни поругать фактически ничего не возможно. Действительно, как ни крути, налицо 20летний стандарт в отрасли... Данные наушники, стали бы, вне всякого сомнения, моим выбором если бы не существенные лично для меня огрехи в эргономике, не позволяющие мне длительно пользоваться данной моделью наушников.
Вердикт: Эргономика 2+ Звучание 5- Качество/цена 4+ (при условии синергии с эргономикой)
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Insighter | Дата: Среда, 06.04.2011 | Сообщение # 3 |
Интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
| Добрый день! Спасибо за вашу работу и обзоры - все очень здорово и профессионально Недавно узнавал про ER4 В них стоят излучатели Knowles Acoustics ED29689 http://www.knowles.com/search/family.do?family_id=ED/FED&x_sub_cat_id=10 Излучатели подбираются по АЧХ вручную (видимо и это тоже влиет на конечную стоимость, так как стоимость самого излучателя не превышает $20) http://www.etymotic.com/ephp/images/er4pt_compliance_graph_480g.png Добавлено (06.04.2011, 19:50) --------------------------------------------- А вот интересная цитата из интервью главы Etymotic, Мида Киллона (должно быть, про создание ER4S ) : "В качестве примера могу привести разработку нашего первого наушника ER4B, когда мы с ходу получили искомую характеристику; я потом прослушал на них хор, записанный мной с помощью высококачественных омни-микрофонов, и остался доволен результатом. Мы тут же начали производство. Однако сразу же многие покупатели начали жаловаться на то, что звук с компакт-диска получился слишком “ярким”. Сначала я пытался спорить, ведь я лично испытал эти наушники и никакой яркости не услышал. Но жалобы продолжались, и в конце концов я взял 12 компакт-дисков, причем именно тех артистов, чьи выступления я слышал вживую. После этого я вынужден был согласиться с тем, что наушники слишком яркие. Затем я сделал то, что должен был сделать с самого начала, а именно: более внимательно посмотрел на объективные данные и учел то обстоятельство, что, поскольку чаще всего компакт-диски слушают через обычные колонки, именно на это и ориентируются звукорежиссеры при сведении фонограмм. А наиболее популярные студийные мониторы (как и обычные модели АС) конца 70'х – начала 80'х годов прошлого века имели завал в несколько дБ начиная с 5 кГц. При мастеринге CD этот завал компенсировался, и не только для записей на CD, но и на виниле. Индустрия звукозаписи и поныне использует подъем на ВЧ, достигающий 5 дБ. В конце концов я просто сформировал аналогичный завал в наших наушниках, чтобы скомпенсировать подъем на высоких частотах, и тут жалобы прекратились."
|
|
| |
Alex | Дата: Среда, 06.04.2011 | Сообщение # 4 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Спасибо за добрые слова. Очень интересная информация, посмотрите на график неемпфированной АЧХ (из даташита на указанный драйвер): Как видно из картинки, АЧХ изначально имеет правильный вид, необходимый для обеспечиния перцепции ровной АЧХ. А вот если подсоединить к излучателю демпфер (упоминаемый выше фильтр на 1500м) нам потебуется дополнительный форсаж в области "презенса" около 2.5кГц, который и осуществляется с помощью дополнительного сопротивления...Странный вариант на мой взгляд, пригодный разве что для "запутывания " конкурентов )) Единственное логическое обьянение которое мне на ум приходит - это попытка придушить второй резонансный пик в конструкции, поскольку демпфер имеет нелинейную зависимость от частоты...
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Insighter | Дата: Среда, 06.04.2011 | Сообщение # 5 |
Интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
| Меня вот что еще удивляет - распространено мнение, что модели HF2 и HF5 имеют такие же драйверы. Однако, они не имеют внешнего сопротивления вообще, при этом обеспечивая схожую с ER4P АЧХ (только имеют чуть больший спад на верхах). Соответственно, и горбик очень похож. Судя по эксперименту человека, у которого есть и ER4S и HF5, если добавить к последним 100Ом сопротивление, то можно получить почти идентичное звучание. Прикрепить картинку не знаю как, но вот сравнение. В принципе, ничего удивительного HF5 - 16Ом , ER4P -27Ом, разница большой и не должна быть. Насчет демпфера не знаю. Похоже да, попытка бороться с дополнительными резонансами. "Мы используем iPod, вставляем наушники в манекен Kemar. Таким образом, получается характеристика, позволяющая отследить все резонансы и синтезировать нужные фильтры. Точно так же мы разрабатывали и ER4S, когда в качестве точки отсчета были классические и джазовые записи, сделанные мной. С их помощью и оптимизировалась конструкция ER4." Да, и ссылка на интервью целиком http://www.stereopravda.ru/images/411577516.pdf Добавлено (06.04.2011, 21:52) --------------------------------------------- В общем "музыкальные" этимотики достаточно простой и очень успешный побочный продукт, натворивший шуму.
Сообщение отредактировал Insighter - Среда, 06.04.2011, 22:03 |
|
| |
Alex | Дата: Четверг, 07.04.2011 | Сообщение # 6 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Более 10 лет эволюции могут привести к таким вот мутациям:
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Alex | Дата: Среда, 27.04.2016 | Сообщение # 7 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Подошью, попалось на глаза. Скан патента etymotic со схемой фильтра для ER4B
У модели S нет RC цепочки, только последовательное сопротивление (80 и 84). У P его номинал невелик (либо его вообще нет, надо уточнить)
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Alex | Дата: Четверг, 13.04.2017 | Сообщение # 8 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Полезный график, показывающий необходимость глубокой посадки наушников ER4:
ER-4B diffuse-field compensated: Full Insertion (зеленый) / Shallow Insertion (желтый) АЧХ наушников синергична интерференционному паттерну слухового канала, но лишь в случае расположения излучателя на конкретном расстоянии от мембраны. В этом случае компенсируется и пик в районе 11кГц, и следующий за ним провал, формируя линейную референсную итоговую АЧХ.
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
Alex | Дата: Среда, 10.04.2019 | Сообщение # 9 |
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3030
Репутация: 120
Статус: Offline
| Подколю для истории. 1. Точный чертеж родного корпуса Etymotic ER4
2. Схема корректора АЧХ драйвера Knowles ED29689, позволяющая переключателем получить все три типа кривых АЧХ (ER4P/ER4S/ER4B)
Love the MUSIC, not equipment! High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
|
|
| |
|
|
|