Среда, 24.04.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
.......... ALEXMOD: projects
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Home audio / Решения для дома » Best audio ideas / Лучшие решения » Кассетомания: Апофеоз
Кассетомания: Апофеоз
AlexДата: Четверг, 08.10.2020 | Сообщение # 1
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Апофеозом развития аналоговой магнитной кассетной записи звука стала разработка системы Hi-Fi stereo записи при помощи вращающихся магнитных головок в видеомагнитофонах стандарта VHS\S-VHS. В этой системе было прекрасно все, начиная с непостижимой скорости вращения зазоров головок относительно ленты со скоростью около 5м\сек(!)  и заканчивая  встроенным не отключаемым шумо подавлением типа dbx, который в области кассетных дек безжалостно был выдавлен авторитетом Dolby.
Пиком качества считаются Hi-Fi видеомагнитофоны  созданные в период примерно 1988-1992 годов от ведущих производителей типа Panasonic и JVC, а также их европейские ОЕМ клоны под марками типа Philips, Grundig, Blaupunkt и т.д.



Основным отличием таких моделей Hi-Fi VCR было наличие ручных регуляторов уровня записи аудио сигнала, работу которых позволяли контролировать индикаторы уровня. Все, как в наших любимых "деках". Разработчиком системы и БИС обработки сигналов HIFi каналов была малоизвестная компания MACLORD (подразделение Matsushita, которое было сконцентрировано на разработке и внедрении VHS видео в широкие массы). Именно такие чипы использовали в то время референсные "видаки" от лидеров индустрии. В дальнейшем гранды перешли на чипы собственной разработки и градус  файделити в аппаратуре понизился.. В конце 90х в "топах" произошел переход на стандарт S-VHS, а в рядах обывательской аппаратуры тотальное удешевление и упрощение качества механики\ ЛПМ. Добил же все окончательно переход на цифру, он и убил тот сложно описываемый меломанами-кассетоманами "аналоговый шарм". Всякие странные устройства, типа модулей записи оцифрованного в PCM аналога на видео ленту (некий аналог систем R-DAT), вызывают сейчас, пожалуй, лишь недоумение. Очевидно, что самым узким местом подобных устройств были именно каскады АЦП, которые в бытовых устройствах реализовать нормально тогда было практически невозможно.

Прикрепления: 8269652.jpg (18.4 Kb) · 2839913.jpg (24.4 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 08.10.2020 | Сообщение # 2
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Лично мне в те времена и в голову бы не пришло использовать запредельно дорогой видак для записи музыки. Поэтому тема подобного использования видео для HI-Fi аудио была мною совершенно не замечена. Однако, раз уж мне довелось углубится в тему кассетомании в последнии годы, я решил-таки поинтересоваться потенциальными  возможностями подобной перверсии и оценить возможность подобного использования видеомагнитофона.

Анализ профильных тем (а оказывается, подобными вещами, в связи с сильным падением цен на видаки увлеклись в последние годы многие меломаны) показал, что действительно хороших для подобных целей моделей (т.н аутентичных, с аудиотрактами от MACLORD\RHOM) не  так и много, и в основном это Panasonic, как наиболее надежные и беспроблемные..
Это, в частности, бытовые модели VHS: NV-F55, F60, F70 и F75,





а из S-VHS NV-FS90, FS100, FS88, FS200 и топы тех времен типа NV-V8000.



Точно такие же аудио чипы использованы и в профессиональных моделях типа AG-8700, AG-7350 откровенно пугающего вида и габаритов, зато с аналоговыми стрелочками и кучей возможностей, относящихся к видео-редактированию записей )



Кроме того, неплохи модели типа Panasonic NV-HD100 и HD650, однако в этой линейке используются уже более слабые в плане надежности ЛПМ, т.н К-mechanism. Иронично названный Super Drive

Прикрепления: 3341158.jpg (14.6 Kb) · 5789364.jpg (22.2 Kb) · 6951019.jpg (11.6 Kb) · 2303572.jpg (14.6 Kb) · 4159907.jpg (13.5 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 08.10.2020 | Сообщение # 3
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Волею судеб в мои руки попадет прекрасный видик прямиком из конца 80х , времен моей беспечной юности: Panasonic HV-F55. Аппарат был выпущен аккурат к олимпиаде 1988 проходившей в Японии, некоторые модели до сих пор хранят олимпийские наклейки на морде лица в честь этого события.



Симпатичный дизайн, намекающий на родство с домашними кассетными деками, много сегментный индикатор уровня, Hi-Fi аудиотракт на базе БИС Maclord BH7770KS, транспортный механизм GII, индикатор REAL-time с возможностью установки меток на паузах фонограммы и более-менее вменяемая на сегодняшний день цена на вторичке (до $100). О чем еще мечтать?! Если устройство, при такой смешной цене (сопоставимо с запрашиваемой за самые простые кассетные деки 80х) дейстивтельно продемонстрирует непревзойденный уровень качества записи\воспроизведения, то на теме аналоговой магнитной записи можно будет действительно поставить жирную точку.

К плюсам, заодно можно отнести копеечные цены на видеокассеты. В сравнении с откровенно не божескими на обычные аудио компакт-кассеты..Поскольку запись идет в виде FM-модулированного потока, практически полностью отсутствует зависимость звучания от типа ленты, режима ее воспроизведения и полностью отсутствуют заморочки с регулировками BIAS. В отличии от каких-нибудь топовых Nakamichi или Tandberg с их миллионом кнопочек  и регуляторов, сие устройство просто в эксплуатации донельзя. Подключаем источник, регулируем уровень в 0дб..+5дБ ( "зашкал" здесь не страшен, ибо Dolby тут нет, а dbx не критичен к точности установки уровня записи) и пишем, ничем более не заморачиваясь.  Однако, перед началом испытаний следует немного навести лоска (поменять или исключить из тракта разделительные электролиты, спрямить по возможности путь сигнала на запись и воспроизведения, обойдя несколько чипов-коммутаторов, слегка понизить уровень записи сигнала яркости (который пишется поверх левого канала звука) и, возможно, отъюстировать механику).

Stay tuned..
Прикрепления: 1362096.jpg (16.2 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Четверг, 22.10.2020 | Сообщение # 4
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
Внезапно. оказывается существовали даже такие бытовые агрегаты!

TOSHIBA A-GX1



TOSHIBA A-VS1



TOSHIBA A-ES1



Видимо, на волне успеха продаж среди ценителей Hi-Fi, подтянулась и Matsushita:

PANASONIC NV-HS65

Прикрепления: 2589442.jpg (23.2 Kb) · 3511904.jpg (21.0 Kb) · 3305224.jpg (27.0 Kb) · 2906629.jpg (22.1 Kb) · 2912063.jpg (20.0 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Пятница, 30.10.2020 | Сообщение # 5
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
1. Знакомство и минимальное ТО.

Новоприбывший "видик" расстроил с порога. При загрузке кассеты ЛПМ жужал, визжал и грохотал раскрутившимся БВГ. Я был готов к повышенному шуму от механики, но по факту грохот стоял такой, что первым желанием было выбросить сей артефакт в мусорку.. smile



Поставив видик на торец мне удалось существенно понизить рокот от вращающегося цилиндра головок, и полностью избавится, положив тело в верх ногами. Очевидно - проблема в подшипниках БВГ, и как оказалось, решается она элементарно...

У данного поколения видеомагнитофонов (Hi-Fi Stereo серий NV-F, NV-FS с ЛПМ типа GII) используется БВГ большого диаметра (62мм, на картинке тип3) с так называемыми подшипниками скольжения (опорными), практически не подверженными износу. Поскольку, NV-F55 лет около 30, смазка на оси и в точке опоры вала пришла в полную негодность и явно требовала замены.



Верхняя планка 2 закрепленная винтами 1, является собственно подшипником скольжения и задает зазор между двумя цилиндрами в рабочем состоянии (Рис.1).
При разборке, вращающаяся часть блока головок сильно притягивается  магнитом ротора 1 к статору нижней неподвижной части 4 (см Рис 3). Соответсвенно, дабы не повредить случайно обмотки, перед выкручиванием винтов нужно положить прокладки между узлами, плотно вставив их в зазор. Затем снимаем подшипник, убираем запорную шайбу с вала и аккуратно вынимаем вращающуюся верхнюю часть БВГ, проворачивая ее на валу.  ТО сводится к очистке валов и опорных частей подшипников спиртом и нанесения жидкой смазки (часовое масло) на валы и консистентной (технический вазелин) на опорную планку в месте контакта с шариком.



Далее аккуратно все собираем (не забываем про прокладки перед сборкой!) и проверяем в деле..



Попутно убираем пыль\грязь, смазываем оси шестеренок и валов ЛПМ и добавляем консистентной графитной смазки в узлах трения, где есть следы использования заводской смазки темного цвета, предварительно удалив ее.
Прикрепления: 0366478.jpg (36.0 Kb) · 0365079.jpg (36.9 Kb)


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
AlexДата: Пятница, 30.10.2020 | Сообщение # 6
Автор сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 3028
Репутация: 120
Статус: Offline
2. Лирическое отступление об особенностях формата HI-Fi Stereo VCR

Итак, пока агрегат разгоняет смазку, немножко об особенностях технологии.
Ее плюсах и недостатках.

1. Запись хай-фай видеомагнитофоном на видеокассету является аналоговой.
Вместо исходного аналогового сигнала, непосредственно на ленту пишется непрерывный  воющий тон, плавные изменения высоты которого соответствуют изменениям амплитуды записываемого сигнала. Нечто вроде дискретизации при преобразовании в FM модулированный поток у исходного сигнала происходит, но на частотах существенно более высоких, чем в современных цифровых  high resolution записях (минимум 1.3МГц для левых каналов в NTSC, максимум 1.8МГц - для правых каналов в PAL). А вот квантования, то есть жесткого дробления амплитуды сигнала на дискретные по уровню  значения, в таком формате нет. В этом смысле, процесс записи Hi-Fi stereo на видеомагнитофон в некотором роде, подобен преобразованию сигналов в современной системе SACD. Проблем цифрового аудио, связанных с процессом квантования , типа искажений в оцифровке тихих сигналов или цифрового клиппинга, при превышении уровня 0дБ в фонограмме, в данном конкретном случае магнитной записи не существует в принципе.
При этом, параметры качества (обьективные) достигают максимума для аналоговых устройств, работающих с магнитной лентой в виде носителя (Сигнал\шум более 80дБ, идеально ровная ачх 20гц-20кГц с минимальными девиациями, детонация на порядок ниже, чем у лучших катушечников, на уровне 0.005% )
Собственно, именно поэтому и сохранился  до сих пор интерес к подобной методике осуществления магнитной аудио записи у аудиофилов и меломанов.



2. В Hi-Fi модуле Maclord при записи происходит следующее:
- Входной аудио сигнал, подлежащий записи на ленту, коммутируется с одного из входов и  поступает на усилитель-регулятор уровня, управляемый внешним напряжением. Уровень может регулироваться вручную (как у рассматриваемого NV-F55), так и АРУЗ.
- Затем аудио сигнал фильтруется от ВЧ шума (выше 20кГц) и поступает на блок шумоподавления dbx
- Блок 5 обеспечивает подъем частот выше 2 кГц с постоянной времени 75 мкс для записи на видео ленту типа хром (Cr typeII).
- Далее, через единственный(!) разделительный конденсатор  во всем аудио тракте (справедливо конкретно для модели NV-F55) аудио сигналы поступают на частотные модуляторы-демодуляторы 6 и 7.
Средние частоты несущих составляют 1,8 МГц для правого и 1,4 МГц для левого каналов (в NTSC 1.7 и 1.3МГц, соответственно).
- затем оба FM сигнала, левого и правого канала суммируются вместе и подаются на усилитель записи. То есть, непосредственно на головки записи звука подается непрерывный модулированный сигнал, содержащий в себе одновременно оба канала.

3. Вот тут у нас начинаются минусы исходно идеальной системы магнитной аналоговой записи при помощи вращающихся головок.

Сигнал на запись у нас аналоговый, непрерывный и различный для левого и правого каналов по спектру подается на 2 вращающиеся головки, которые по очереди(!) прописывают ленту. То есть, аудио поток прерывается при смене одной головки на другую. Для компенсации возможных артефактов из-за этого процесса служат блоки "компенсаторов выпадений" 10, работающие уже при воспроизведении. Если лента повреждена, то возможностей этого блока может оказаться недостаточно для компенсации, и косяки в звуке из-за этого могут быть слышны (ну жу извините! можно подумать что жеваная компакт-кассета будет звучать по прежнему славно..)

4. Далее, Внимание!  Основной минус.
После записи звука, поверх этих же дорожек по ленте "чиркают" видео головки, записывающие сигнал яркости. ПРЯМО НА ТОТ ЖЕ ФИЗИЧЕСКИ УЧАСТОК ЛЕНТЫ, то есть ПОВЕРХ звука. Несмотря на то, что сигнал яркости лежит значительно выше по спектру, он все же оказывает стирающее влияние, максимальное для  более высокого по частоте несущей "правого" канала аудио (уровень сигнала этого канала оказывается ниже на 8-10дБ). Для компенсации этих потерь, при суммировании сигналов перед записью сигнал для правого канала изначально оказывается с более высоким уровнем, чем левый (Номинал R4563 меньше номинала R4513 в разы)

Именно по данной причине говорят, что лучшее качество записи звука на видеомагнитофон наблюдается в системе NTSC, поскольку в ней правый аудио сигнал имеет более низкую несущую (1.7Мгц против 1.8Мгц в PAL) и сильнее отстоит по частоте от спектра сигнала яркости. И, соответственно, меньше "портится" при записи. Органы регулировки центральной несущей частоты для обоих каналов позволяют перестроить ее вниз вручную, что формально способно улучшить ситуацию. Однако, такой "перенастроеный" видик утеряет возможность нормально воспроизводить чужие записи. Равно, как и его записи не смогут воспроизводится на других аппаратах VHS.



5. Ситуация с ослаблением уровня записи правого канала звука из-за его стирания видеосигналом яркости усугубляется при износе головок вращающегося блока. Собственно износ, на качество аудио записи влияет слабо, но вот ситуация с последующим воспроизведением из-за низкого уровня в правом канале может привести к слышимым артефактам типа треска и даже полному отключению системы Hi-FI stereo и подключению воспроизведения  моно сигнала, записываемого и считываемого совсем другой, неподвижной головкой пишущей по краю видео ленты.

В таком случае, для восстановления работоспособности агрегата может потребоваться снижение уровня записи для видеосигналов яркости и цветности (что стоит делать аккуратно, если аппарат принципиально заточен не только под аудио, но также  планируется использоваться периодически по своему прямому назначению -  для записи\воспроизведения видео). Если же видик планируется только для аудио утех, токи записи на видео головки можно снизить существенно, сведя озвученные выше проблемы к минимуму на долгие времена...

Итог: если вы планируете использовать "динозавра" лишь как аудио магнитофон, смело снижайте токи записи видео головок. Этим вы кондиционируете аудио поток и защититесь от возможных артефактов с треском и выпадениями каналов. Если же нет, то стоит проводить процедуру снижения уровня записи видеосигналов аккуратно, обращая внимание на возникновение возможных артефактов в видеоканале. Идеальным вариантом была бы замена изношенного БВГ на новый, что, однако, для аппарата с 30 летним стажем практически не  осуществимо или крайне недешево (в сравнении со стоимостью Hi-Fi VCR на вторичке).

Ну и, напоследок, немножко о режимах записи SP (обычном) и LP (Long Play, вдвое ниже продольная скорость перемещения ленты, вдвое больше время записи на ту же самую кассету). С точки зрения банальной эрудиции, вариант обычной скорости записи выглядит, очевидно, предпочтительнее. Однако, если принять во внимание что в LP режиме видеосигнал пишется другими головками, с более узкими зазорами, с меньшим (худшим) уровнем остаточного сигнала, станет понятно что его влияние на стирание аудио сигнала правого канала будет ниже, при прочих равных!
Соответственно, подобный режим записи может оказаться предпочтительнее в магнитофонах с изношенными БВГ, в которых не предпринимались меры по снижению токов записи видеосигналов и иных ухищрений, описанных выше. При этом, следует помнить что качество видео ленты будет оказывать решающее влияние на весь процесс. Описанный выигрыш может сойти на нет, если попробовать писать в LP режиме на "замученную годами" и\или изначально низкокачественную магнитную ленту. Недаром для фанатов Hi-Fi stereo в те годы выпускались специальные высококачественные кассеты уровня Extra High Grade.

Итог: если вы располагаете запасом высококачественных не изношенных (новых) видеокассет, то на них лучше писать фонотеку в режиме LP. Заодно получив гигантский выигрыш в длительности записи (до 8 часов на ленту типа E-240!) Если же в загашнике у вас лишь кучка бесплатных кассет с записью видео, многократно перезаписаных и стократно просмотренных, то на них нужно писать в обычном SP режиме. В LP они могут просто "не потянуть".


Love the MUSIC, not equipment!
High-end portable now has a simple solution: aleXmod+RE272
 
Форум » Home audio / Решения для дома » Best audio ideas / Лучшие решения » Кассетомания: Апофеоз
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа
Second-hand audio
PenonBS1official
xDuoo X20
FAQ по доработкам
Блошиный рынок
Поиск

Copyright MyCorp © 2024 I Сделать бесплатный сайт с uCoz